Будь готов! Самые опасные ситуации на весенней дороге.

Дороги освобождаются ото льда и влаги, сцепление колёс с дорогой улучшается, возникает соблазн ехать быстрее. Тут-то водитель и становится врагом самому себе и окружающим…

Адаптируемся к скорости
За зиму водители привыкают к размеренному или относительно размеренному движению. С потеплением и с увеличением скоростей водитель обязан обрабатывать дорожную информацию на качественно ином уровне. Как минимум нужно смотреть дальше, раньше начинать планировать свои действия, чаще и быстрее переносить взгляд между точками, требующими контроля. Навык быстрой обработки за зиму частично теряется. Дайте себе неделю – две на адаптацию. Дело не только в вас. Водители вокруг с приходом весны оказываются в ситуации всеобщей неготовности. Средние и пиковые скорости в потоке растут, движение становится более интенсивным, количество перестроений из ряда в ряд и резких разгонов/торможений увеличивается. Мозги, не успев адаптироваться к изменившимся условиям, элементарно не готовы обрабатывать обрушившийся на них поток информации. Отсюда такое количество весенних аварий. Кстати, пешеходы так же становятся неготовыми к более агрессивному стилю езды водителей. Не спешите давить на гашетку.

Квадрат скорости и последствия
Сухая тёплая дорога – это хорошо. Зацеп, понятно, лучше. Но обольщаться не стоит. Зимняя резина на асфальте работает не столь хорошо, как летняя. На сухом покрытии автомобиль в ритмический занос во время эффективного перестроения можно сорвать уже на скорости 60–65 км/ч. Так же помните про квадратичную зависимость тормозного пути от скорости. На том же покрытии при прочих равных длина тормозного пути автомобиля при двукратном увеличении скорости, с которой производится торможение, увеличивается вчетверо. То есть, если с 40 км/ч автомобиль на тёплом асфальте на зимней резине останавливается за среднестатистические 8 метров, то со скорости 80 км/ч тормозной путь будет составлять 32 метра. Со 160 км/ч автомобилю понадобится уже 128 метров – это вчетверо больше, чем при торможении с 80-ти, и в 16 раз больше, чем при замедлении с 40 км/ч . И то при условии, что покрытие на этом пути однородное. При ударе во время аварии двукратное увеличение скорости сближения всё согласно той же квадратичной зависимости ведёт к четырёхкратному увеличению силы и энергии удара. Именно поэтому тяжесть последствий летних аварий в подавляющем большинстве случаев выше.

Температура за бортом
Днем плюс, к вечеру минус. Запах весны и ясное небо сбивают с толку, в любой момент времени в межсезонье автомобиль может оказаться на скользком покрытии. За дорогой нужен глаз да глаз, термометр вам в помощь. И не вздумайте переходить на летние шины, пока среднесуточная температура не вырастет выше 7 градусов Цельсия, ещё возможны морозы.

Летняя резина
После «переобувки» в летнюю резину так же дайте себе время на адаптацию. Коэффициент сцепления летних шин выше. Каркас – жёстче, что обеспечивает меньшие углы увода колёс во время манёвров. Автомобиль на повороты откликаться гораздо охотнее, чем на зимних покрышках, и это с непривычки для многих становится полной неожиданностью. Понятно, летняя резина на асфальте работает куда лучше зимней – позже начинает скользить, обеспечивая более эффективные торможение и разгон, поднимает скорость прохождения поворотов. Но и у летних покрышек предел сцепления не бесконечен. Тот же самый ритмический занос на хорошей летней резине на тёплом цепком асфальте может начаться уже на скоростях 70–75 км/ч. В отличие от зимних шин, летние держат траекторию до последнего, после чего очень резко уходят в скольжения, что требует специальных навыков по стабилизации. Именно поэтому в начале тёплого сезона мы рекомендуем проходить контраварийную подготовку – адаптироваться к манёвренности и предельным возможностям автомобиля.

Весеннее обострение
Многие из водителей (да и пешеходов тоже) весной становятся раздражительными и менее стрессоустойчивыми. Изменение продолжительности светового дня и гормонального уровня ведут к изменениям в поведении, ничего не попишешь – природа. Рецепты: - быть готовым, что на вас в любой момент будет обращена избыточная агрессия; - следить и контролировать своё эмоциональное состояние; - на провокации не поддаваться; - не реагировать и уж, тем более, не отыгрываться на других, если вам кто-то «насолил».

Дети
С наступлением тепла детей на улицах и дорогах становится всё больше. День длиннее, хочется подольше погулять. При этом дети становятся заметно подвижнее, чем зимой. Одежд меньше и они не сковывают движения. В ход с наступлением тепла идут велосипеды, самокаты и роликовые коньки. Водителям буквально из-за каждого угла, из-за каждого автомобиля (не важно – во дворе или на дороге) в каждый момент времени нужно ожидать появления детей.











«Подснежники»
Тех, кто зимой не ездил (это и дачники, и мотоциклисты, и водители спорт-каров), с наступлением тепла на дорогах будет с каждым днём всё больше и больше. Основную опасность «подснежники» несут из-за растерянных за зиму навыков.

Дачники-пенсионеры
Их в потоке идентифицировать довольно легко: - бюджетная иномарка либо отечественный автомобиль, как правило, не самой первой свежести с неадекватно работающей светотехникой; - силуэт «бабушки в платке» на заднем сиденье, и «дедушки в кепке пирожке» за рулём; - рассада за задним стеклом/в салоне/в прицепе; - нехитрый дачный скарб (лопаты, доски, бочки) на внешнем багажнике или в салоне; - неадекватные действия, резкие/затяжные перестроения без «поворотников». Рецепт: держаться от них подальше. Если пришлось ехать в потоке в непосредственной близости, лучше ехать «за» а не перед подснежником. Стараться избегать попадания в мёртвую зону, пенсионеры часто их не контролируют.

Мотоциклисты
Мотоциклисты в подавляющем большинстве случаев едут быстрее потока, активно перестраиваются из ряда в ряд и неожиданно появляются «откуда-то из-за спины». Рецепт: чаще смотреть по зеркалам и контролировать «мёртвую зону». Воздерживаться от резких перестроений и поворотов. Перед перестроением и во время быть готовым к «дабл-эффекту», когда за первым обогнавшим вас мотоциклистом, появляется второй, третий и так далее…


Скутеристы и велосипедисты
Если мотоциклист, как правило, прилетает сзади, то опасность столкновения со скутеристами и велосипедистами грозит спереди. Рецепт: во время перестроений вправо (особенно когда выныриваете из потока из-за идущего впереди автомобиля) на выделенную полосу или полосу, предназначенную для торможения, старайтесь обеспечить себе наилучший обзор.

Осторожно, ямы!
Будьте готовы – на привычном маршруте «по утру» неожиданно могут появиться рытвины. Днём снег и лёд тают. В результате трещины и колдобины заполняются водой. Автомобили сами разрушают покрытие, создавая гидроудары. Часто буквально за несколько часов «оттепели» некачественное асфальтовое покрытие может превратиться буквально в поле боя. И здесь основная опасность в том, что яма может быть скрыта под поверхностью воды. Ночью замёрзшая в дорожной трещине или колдобине вода завершает начатое днём дело – лёд, расширяясь, превращает асфальт в крошку. И последнее. На дорогах полно неадекватных водителей. Придерживайтесь принципа ДДД (дай дорогу дураку) и ППП (пойми, прости, пропусти). Смотрите дальше, планируйте свои действия как можно раньше и будет вам счастье.

Источник: квадратскорости.рф